A+ A A-

75 лет со дня образования Научно – исследовательского института вакуумной техники им. С.А. Векшинского

09-06-2022 Просмотров:2642

75 лет со дня образования Научно – исследовательского института вакуумной техники им. С.А. Векшинского

    19 июня 2022 года исполняется 75 лет со дня образования Научно – исследовательского института вакуумной техники им. С.А. Векшинского. Основанный в 1947 году выдающимся ученым в области электроники и вакуумной техники...

Подробнее...

125 лет со дня рождения Сергея Аркадьевича Векшинского

18-10-2021 Просмотров:2689

125 лет со дня рождения Сергея Аркадьевича Векшинского

27 октября 2021 года исполняется 125 лет со дня рождения Сергея Аркадьевича Векшинского - выдающегося ученого в области электроники и вакуумной техники, организатора и первого руководителя института вакуумной техники.    С деятельностью...

Подробнее...

Новое биоинертное биорезистентное покрытие из карбида кремния «Панцирь»

14-05-2018 Просмотров:7233

Новое биоинертное биорезистентное покрытие из карбида кремния  «Панцирь»

   АО «Научно-исследовательский институт вакуумной техники им. С.А. Векшинского»     Новое биоинертное биорезистентное покрытие из карбида кремния  «Панцирь»   Более 16 миллионов человек в России пользуются съёмными зубными протезами, изготовленными из различных полимеров. При этом уже...

Подробнее...

XXII научно-техническая конференция с участием зарубежных специалистов «Вакуумная наука и техника». Феодосия. 2015

14-02-2018 Просмотров:16604

XXII научно-техническая конференция с участием зарубежных специалистов «Вакуумная наука и техника». Феодосия. 2015

  Ссылки на : Регистрационное удостоверение Файл презинтации

Подробнее...

Вакуумный поезд. Российский проект. Исследования.

26-08-2016 Просмотров:14555

Вакуумный поезд. Российский проект. Исследования.

ОАО «НИИВТ им.С.А.Векшинского» взаимодействует с Объединенным ученым советом ОАО «РЖД» в деле создания российской вакуумно-левитационной транспортной системы ОАО «НИИВТ им.С.А. Векшинского» стоит у истоков организации в ОАО "РЖД" рабочей группы по...

Подробнее...

ВакуумТехЭкспо-2016

20-01-2016 Просмотров:9190

ВакуумТехЭкспо-2016

С 12 по 14 апреля в павильоне 2 КВЦ «Сокольники» состоится 11-я Международная выставка вакуумного оборудования VacuumTechExpo.Организатор - Группа компаний ITE. При поддержке ОАО «НИИ вакуумной техники им. С.А.Векшинского». Генеральный...

Подробнее...

"Неделя без турникетов" в ОАО "НИИВТ им.С.А.Векшинского"

05-10-2015 Просмотров:8605

"Неделя без турникетов" в ОАО "НИИВТ им.С.А.Векшинского"

19-25 октября ОАО "НИИВТ им С.А.Векшинского" участвует в проведении всероссийской акции "Неделя без турникетов" Мы приглашаем руководство и учащихся школ, профильных колледжей и ВУЗов, а также представителей СМИ посетить наше...

Подробнее...

ОАО "НИИВТ им.С.А.Векшинского" принял участие в выставке "Импортозамещение 2015"

21-09-2015 Просмотров:8427

ОАО "НИИВТ им.С.А.Векшинского" принял участие в выставке "Импортозамещение 2015"

15-17 сентября в МВЦ "Крокус-Экспо" прошла выставка "Импортозамещение" В экспозиции были представлены в основном конкурентоспособные товары и услуги отечественного производства. Выставку посетил Дмитрий Анатольевич Медведев. О первом дне работы выставки "Импортозамещение"...

Подробнее...

Учредительное собрание

25-06-2015 Просмотров:8136

Учредительное собрание

24 июня состоялось учредительное собрание первичной профсоюзной организации ОАО "НИИВТ им.С.А.Векшинского" 23 работника предприятия объединились в первичную профсоюзную организацию, выбрав председателем Мещерякова Алексея Александровича. Организация будет представлять интересы работника во...

Подробнее...

Товарищеские матчи по волейболу

19-06-2015 Просмотров:8052

Товарищеские матчи по волейболу

Уважаемые сотрудники и арендаторы! 29-30 июня 2015 года состоятся товарищеские матчи по волейболу Спортивная площадка находится на территории предприятия. Начало игр  в 17.00. Для формирования команд обращаться  в комнату 2307 к Шарову...

Подробнее...

Участие в STARTUP VILLAGE 2015

17-06-2015 Просмотров:7492

Участие в STARTUP VILLAGE 2015

Сотрудники НИИВТ посетили конкурс питч-презентаций STARTUP VILLAGE 2015 и вышли в полуфинал с проектом "Защитные покрытия для стоматологического инструмента" 2 и 3 июня 2015 года на площадке инновационного центра «Сколково» в...

Подробнее...

Спортивный турнир по волейболу

21-05-2015 Просмотров:8047

Спортивный турнир по волейболу

Приглашаем всех желающих! С 25 мая (понедельник) в 17.00 стартует турнир по волейболу среди команд сотрудников ОАО "НИИВТ им.С.А.Векшинского" и арендаторов! Спортивная площадка находится на территории предприятия. Предварительный список участников составлен,...

Подробнее...

ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА ВАКУУМТЕХЭКСПО 2015! (ПРОГРАММА РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ)

26-03-2015 Просмотров:9457

ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА ВАКУУМТЕХЭКСПО 2015! (ПРОГРАММА РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ)

Предлагаем Вам ознакомиться с деловой программой конференции в рамках выставки ВакуумТехЭкспо 2015 Деловая  программа  X Международной научно-технической конференции Вакуумная техника, материалы и технология  (Москва, КВЦ «Сокольники», 2015, 14 - 16 апреля)   (Скачать электронную версию)     Правительство...

Подробнее...

«ВакуумТехЭкспо 2015» - Юбилейная международная выставка вакуумной техники, материалов и технологий!

11-02-2015 Просмотров:8928

«ВакуумТехЭкспо 2015» - Юбилейная международная выставка вакуумной техники, материалов и технологий!

«ВакуумТехЭкспо 2015» - Юбилейная международная выставка вакуумной техники, материалов и технологий! С 14 по 16 апреля в павильоне 2 Конгрессно-выставочного центра «Сокольники» состоится 10-я Международная выставка «ВакуумТехЭкспо 2015». Организатор - Группа...

Подробнее...

100 книг по вакуумной технике

14-11-2014 Просмотров:10142

100 книг по вакуумной технике

100 книг в области вакуумной техники, изданных на русском языке в период 1746-2014 гг. В 1745 г. Ломоносов перевел с латинского на русский язык шестой раздел книги ученика Х.Вольфа Л.Ф.Тюммига, назвав...

Подробнее...

Открыта мемориальная доска Сергею Аркадьевичу Векшинскому

07-11-2014 Просмотров:9363

Открыта мемориальная доска Сергею Аркадьевичу Векшинскому

«Секретный физик» из Пскова совместил разработку атомной бомбы и живопись  Сергей Аркадьевич Векшинский (15 октября 1896 г.– 20 сентября 1974 г.) – автор более шестидесяти изобретений в области электроники и вакуумной...

Подробнее...

в ОАО "НИИВТ им.С.А.Векшинского" разработаны защитные покрытия для медицинского оборудования и зубных протезов

05-11-2014 Просмотров:9233

в ОАО "НИИВТ им.С.А.Векшинского" разработаны защитные покрытия для медицинского оборудования и зубных протезов

В ОАО "НИИВТ им.С.А.Векшинского" разработаны защитные покрытия для медицинского оборудования и зубных протезов     Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех представил данную технологию нанесения защитного нанопокрытия для медицинского оборудования и зубных...

Подробнее...

Вакуумные технологии для космических исследований

28-10-2013 Просмотров:9463

Вакуумные технологии для космических исследований

Вакуумные технологии для космических исследований В работе представлен обзор докладов по аэрокосмической тематике, опубликованных в материалах VIII международной конференции «Вакуумная техника, материалы и технология» (ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...)

Подробнее...

Состояние и тенденции развития мировой и отечественной вакуумной техники

28-10-2013 Просмотров:11354

Состояние и тенденции развития мировой и отечественной вакуумной техники

  Состояние и тенденции развития мировой и отечественной вакуумной техники В статье рассматривается состояние и тенденции развития мировой и отечественной вакуумной техники (ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...)  

Подробнее...

К вопросу о терминологии и единицах измерения в области вакуумной техники

23-10-2013 Просмотров:10962

К вопросу о терминологии и единицах измерения в области вакуумной техники

К вопросу о терминологии и единицах измерения в области вакуумной техники Русские ученые-энциклопедисты М.В.Ломоносов и Д.И.Менделеев прекрасно понимали необходимость создания терминологии и единиц измерения в области вакуумной техники. Ломоносов М.В. является основателем...

Подробнее...

«ВакуумТехЭкспо» - статистические сведения 2006 – 2013 г.г.

23-10-2013 Просмотров:8509

«ВакуумТехЭкспо» - статистические сведения 2006 – 2013 г.г.

В отчете приведены статистические сведения о восьми международных выставках «ВакуумТехЭкспо», проходивших в период 2006 – 2013 г.г. в Москве (ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...)

Подробнее...

Вышла аннотированная библиография по вакуумной науке, технике и технологии за 2011-2013 годы

23-10-2013 Просмотров:8105

Вышла аннотированная библиография по вакуумной науке, технике и технологии за 2011-2013 годы

По ссылке пре6дставлена аннотированная библиография изданий по вакуумной науке, технике и технологии за 2011-2013 г.г. (СКАЧАТЬ)

Подробнее...

Научно-техническая конференция «Вакуумная наука и техника». Статистические данные за 1994 – 2013 г.г.

23-10-2013 Просмотров:13190

Научно-техническая конференция «Вакуумная наука и техника».  Статистические данные за 1994 – 2013 г.г.

Научно-техническая конференция «Вакуумная наука и техника» Статистические данные за 1994 – 2013 г.г. В период с 1994 по 2013 г. под эгидой Российского научно-технического вакуумного общества было организовано и проведено 20...

Подробнее...

ОАО «НИИВТ им.С.А.Векшинского» взаимодействует с Объединенным ученым советом ОАО «РЖД» в деле создания российской вакуумно-левитационной транспортной системы

ОАО «НИИВТ им.С.А. Векшинского» стоит у истоков организации в ОАО "РЖД" рабочей группы по вопросу применения вакуумной среды для создания скоростных транспортных систем.


30 октября 2015 года состоялось знаковое заседание Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», посвященное вопросу применения вакуумной среды для создания скоростных железнодорожных систем.

По итогам заседания было принято решение об организации рабочей группы по вопросу применения вакуумной среды для создания скоростных транспортных систем, в состав которой вошли:

1. Б.М. Лапидус − председатель Объединенного ученого совета, Генеральный директор ОАО «ВНИИЖТ» д.э.н., профессор;

2. В.М. Фомин − директор Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения РАН, академик РАН, д. физ.-мат.н., профессор;

3. С.Н. Васильев − директор Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, академик РАН;

4. Д.А. Мачерет − первый заместитель председателя Объединенного ученого совета, д.э.н., профессор;

5. А.А. Зайцев − руководитель Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок (НОЦ ПП) ПГУПС, д.э.н., профессор;

6. М.М. Железнов − заместитель председателя Объединенного ученого совета, первый заместитель Генерального директора ОАО «ВНИИЖТ» по науке, к.т.н., доцент;

7. О.Н. Назаров − заместитель Генерального директора ОАО «ВНИИЖТ», к.т.н.;

8. Р.В. Мурзин – заведующий лабораторией «Электровозы» отделения «ТПС» ОАО «ВНИИЖТ», к.т.н.;

9. В.Ю. Кирякин − главный конструктор отделения «ТДК» ОАО «ВНИИЖТ», к.ф.-м.н.;

10. Е.Ю. Титов − ученый секретарь Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», к.т.н.;

11. Ю.А. Терентьев − независимый научный эксперт в области вакуумного транспорта на магнитной подушке по технологии ЕТ3;

12. И.А. Воробьев − генеральный директор ОАО «НИИВТ» им. С.А. Векшинского, к.э.н.;

13. Р.О. Кондратенко – начальник отдела перспективных технологий ОАО «НИИВТ» им. С.А. Векшинского, к.т.н.

Первоочередными задачами рабочей группы стали: концентрация усилий на грантовой поддержке, в том числе работе с РФФИ и РНФ (http://www.rfbr.ru/rffi/ru/news_events/o_1956812 ); формирование тематики работ; разработка алгоритмов решения научных проблем и изучение мирового опыта и российских заделов в области применения вакуумной среды для создания скоростных транспортных систем.

 

17 марта 2016 года на заседании рабочей группы приняты за основу положения доклада Генерального директора НИИВТ Воробьева И.А. «О возможностях, специфике, научных задачах по созданию вакуумной среды для транспортных систем» для формирования реестра задач научного сообщества в рамках создания концепции вакуумно-левитационной транспортной системы под эгидой ОАО «РЖД» (http://www.vniizht.ru/?id=20&news=512).

В протоколе заседания отмечается целесообразность использования накопленного ОАО «НИИВТ им.С.А. Векшинского» опыта в конструировании больших вакуумных систем, в том числе для испытаний космических летательных аппаратов и создания сложных криогенных систем для оборонной промышленности, а также применение научных заделов при решении следующих локальных задач в рамках создания вакуумной среды для движения транспортных средств:

1. Определение рациональных размеров диаметра вакуумного трубопровода и габаритов транспортного средства и их соотношения;

2. Подбор систем кондиционирования и жизнеобеспечения;

3. Обеспечение герметизации, тепловой и звуковой защиты салона;

4. Разработка систем накопления на борту транспортного средства тепловой энергии и преобразования ее в электрическую;

5. Подбор легких и прочных материалов для оболочки транспортного средства;

6. Конструирование вакуумного трубопровода с учетом специфики вакуумных систем, включая необходимость применения изолирующих заслонок (шлюзов), обеспечения устойчивости конструкции к температурным колебаниям окружающей среды и другим природным и техногенным воздействиям;

7. Оптимизация процессов и выбор средств для создания вакуумной разреженной среды, в том числе с применением инертных газов.

Процесс выбора оптимального давления в трубопроводе для вакуумно-левитационного транспорта связан со многими факторами. Главный из них, требующий снижения давления, связан с уменьшением энергозатрат на преодоление лобового сопротивления при увеличении скорости до 1000 км/ч.


Авторы проекта Hyperloop (США, 2013-по наст. время) предлагают брать давление 99 Па [1], авторы проекта MEL (США, 1972-1981) предлагали принять давление внутри трубопровода равным 101 Па [2], авторы проекта ET3(США, Китай, 1997-по наст. время) [3] предлагают принять давление внутри трубопровода 1000 Па, авторы проекта «Вакуумно-левитационный транспорт» [4, 5] рассчитывают транспортную систему при давлении от 1 до 100 Па, авторы патента High speed transport system (США, 1991) [6] предлагали давление от 1 до 1000 Па. Как видно, оптимальное давление еще не найдено и варьируется от 1 до 1000 Па.


Вакуумная среда может оказывать разнообразные воздействия как на вакуумный трубопровод, так и на материалы, узлы и блоки приборов, находящиеся вне гермоотсеков вакуумно-левитационного поезда.

Так как эти приборы будут представлять собой сложные электронные и электрические устройства, даже знание детальных вакуумных характеристик их составных частей не позволит с высокой степенью надежности аналитически оценить те или иные особенности их поведения при эксплуатации.

 

Единственным приемлемым способом   является тщательное исследование и испытание всех систем в специальных установках, моделирующих все возможные воздействия, процессы и явления в вакуумной среде.

 

В ОАО «НИИВТ им.С.А. Векшинского» были рассмотрены основные процессы и физические явления, которые могут произойти в вакуумном трубопроводе для высокоскоростного вакуумно-левитационного транспорта, а также оценены энергозатраты на создание и поддержание вакуума в трубах, длиной сотни километров. При выборе давления в вакуумном трубопроводе рационально придерживаться давления от 10 до 610 Па, а, например, затраты энергии на создание и поддержание вакуумной среды в трубопроводе диаметром 4,5 м при откачке до 10 Па потребует 1536 кВт на 1 км пути в одну сторону.

После откачки, при достижении давления 10 Па, вакуумный трубопровод будет потреблять около 43 кВт·ч за сутки на 1 км пути в одну сторону.

Для сравнения можно заметить, что средняя американская семья потребляет в день 30 кВт·ч электроэнергии.

 

Натурные испытания по движению капсулы в вакуумном трубопроводе с помощью магнитной левитации проводились профессором Вейнбергом Б.П. (Россия, 1913) [7], а также профессором Ozawa K. (Япония, 1970) [8], который использовал для движения ракетный двигатель. Проводятся опыты в Китае (Доктор Денг Зиганг, лаборатория по прикладной сверхпроводимости в Юго-восточном транспортном университете Дзяо Тонг) [9], планируется провести испытания прототипа вакуумного поезда в США к концу 2016 года (проект Hyperloop), возможно, будут проведены опыты и в России (проект "Вакуумно-левитационный транспорт").

Учитывая эти факторы, в марте 2016 года Объединенный ученый совет ОАО «РЖД» рекомендовал рассмотреть целесообразность использования существующих в ОАО «НИИВТ им.С.А. Векшинского» производственных площадей для размещения научно-технического центра по организации испытаний.

 

Более подробная информация о ходе проекта, при возможности ее огласки, будет публиковаться на сайте.

Некоторая информация научного характера открытого типа также будет выкладываться в виде ссылок после публикации в тематических журналах (Бюллетень ОУС ОАО «РЖД» и др.) и материалах конференций (конференция в рамках выставки ВакуумТехЭкспо - Вакуумная техника, материалы и технология, конференция Вакуумная наука и техника, конференция Транспортные системы - тенденции развития, конференция Новый взгляд к решению транспортных проблем мегаполисов и др.).

Следует отметить успехи российских ученых в создании магнитного подвеса. На Александровском железнодорожном заводе в Пушкине разработали опытную грузовую платформу на магнитно-левитационной подушке. 28-тонный контейнер фактически висит в воздухе.

Разработкой системы занимается Научно-образовательный центр инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок, который возглавляет бывший начальник Октябрьской железной дороги и бывший министр путей сообщения Александр Зайцев. Создателем отечественного узла левитации и научным руководителем проекта является профессор Юрий Антонов.

В целях начального ознакомления с проектом вакуумно-левитационной транспортной системы и методологии оценки его эффективности можно пройти по ссылкам:

1.Высокоскоростной транспорт на основе магнитной левитации в разреженной среде

2.Методология оценки и обеспечения эффективности инновационных транспортных систем

Видео с обсуждением Российского проекта:

1. Канал РБК. Технология Hyperloop в России: путь к китаизации экономики? Смотреть видео >>>

2. Канал Anna News. Вакуумный транспорт. Россия делает сама? Смотреть видео >>>

 

Статьи с обсуждением Российского проекта:

1. Газета "Гудок" (издается с 1917 года). Научный прорыв на высокой скорости. Российские ученые участвуют в разработке концепции принципиально нового вида транспорта. Читать новость >>>


Литература:

1. Hyperloop Alpha. Intro. // http://www.spacex.com : сайт SpaceX. 2016. URL. http://www.spacex.com/sites/spacex/files/hyperloop_alpha-20130812.pdf  (дата обращения 22.08.2016).

2. Форгач Р.Л. Скоростной вакуумный трубопроводный транспорт — конкурент реактивной авиации // Наземный транспорт 80-х годов. — М.: Мир, 1974.-С 121-137.

3. Zhang Y.P., Oster D., Kumada M. Key vacuum technologies to be solved in evacuated tube transportation // Journal of Modern Transportation. 2011. 19(2): P. 110-113.

4. В.М. Фомин, Д.Г. Наливайченко, Ю.А. Терентьев. К вопросу выбора диапазона рабочих параметров вакуумного магнитолевитационного транспорта. Материалы XI Международной научно-технической конференции. Под редакцией доктора технических наук, профессора Нестерова С.Б. М.: НОВЕЛЛА. 2016. с.273 – 283.

5. И.А. Воробьёв, Р.О. Кондратенко, С.Б. Нестеров, А.Н. Белоконев. Высокоскоростной транспорт на основе магнитной левитации в разреженной среде. Материалы IX Международной научно-технической конференции. Под редакцией доктора технических наук, профессора Нестерова С.Б. М.: НОВЕЛЛА. 2014. с.247 – 263.

6. Patent Number 5433155 «High speed transport system»/ Inventors: O'Neill et al. / July 18, 1995.

7. Движение без трения. // Сайт, посвященный Борису Петровичу Вейнбергу. 2015. URL. http://veinberg.o7.ru/pdf/no_friction_motion.pdf  (дата обращения 22.08.2016).

8. Ozawa K. The Experiment on the Supersonic Rocket Train (яп.) // Journal of the Japan Society of Mechanical Engineers : журнал. — 1970. — 第73 (618) 数. — 第1000-1005 頁.

9. Enclosed tube maglev system tested in China// Tech Xplore. 2016. URL. https://techxplore.com/news/2014-05-enclosed-tube-maglev-capable-mph.html (дата обращения 22.08.2016).

 

 

Soyzmaw 1