- СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ВАКУУМНОЙ НАУКИ, ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
A bovi majore discit аrare minor (Старший обучает младшего)
Описана реализация системы непрерывной подготовки кадров в области вакуумной науки, техники и технологии на примере учебно-научного центра ФГУП «Научно-исследовательский институт вакуумной техники им. С.А. Векшинского»
Бурное развитие отечественной атомной, космической, электронной промышленности в 50-60 годы ХХ века вывело нашу страну на передовые рубежи в области вакуумной техники. Преобразования, произошедшие в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века привели к тому, что эти рубежи оказались во многом утрачены.
Одной из основных проблем оказался разрыв поколений. Носители технологической и научной информации по разным причинам ушли, а те люди, которые должны были воспринять и аккумулировать эту информацию, не пришли. Исторически развитие вакуумной техники было тесно связано с развитием электронной промышленности, ядерной физики и космической техники. Подготовку специалистов для этих отраслей осуществляют такие ведущие вузы страны как МГТУ им. Н.Э.Баумана, «МАТИ» - РГТУ им. К.Э.Циолковского, МИЭМ, МЭИ, КГТУ, СПбГПУ. Обучение в них ведется адресно, оно интегрировано с соответствующими техническими направлениями.
Основными мероприятиями Федеральной программы развития образования являются: совершенствование образования; развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организаций системы образования; интеграция науки и образования; развитие системы подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических работников; организация подготовки и издания учебной, научной и методической литературы.
На основе многолетнего опыта совместной работы ведущих вузов страны с НИИ, Институтами Академии наук и машиностроительными предприятиями под эгидой Российского научно-технического вакуумного общества сформировалась система непрерывного высшего профессионального образования в области вакуумной техники [2 - 5].
В рамках разработанной системы реализованы: интеграция интеллектуального и учебно-методического потенциала ВУЗов, академических и отраслевых научных учреждений и промышленности на всех этих этапах подготовки и переподготовки инженерных и научных кадров; охват всех регионов с развитой сетью специализированных научных учреждений и высокотехнологичных производств, развитая научно- и учебно-информационная инфраструктура (журнал, специализированная библиотека, музей, специализированная выставка, систематическое проведение всероссийских и региональных конференций и семинаров), обеспеченность учебно-методической и научной литературой, активное применение новых образовательных технологий; стимулирование инновационной деятельности и сотрудничества специалистов различных возрастных групп, формирование традиций творческой преемственности поколений; опора на национальные образовательные стандарты и базовые положения государственной политики в сфере высшего образования.